Военное дело : Армия, Авиация и Флот : Техника и вооружение : Тактика и стратегия : Снаряжение и экипировка
 главная  | форум  |  | каталог 
 

Имеют ли танки будущее?

  1. Критика танков
  2. Концепция танков
  3. Комплекс боевых машин эшелона передней линии
  4. Комплекс боевых машин мобильного эшелона
  5. Бронетанковое вооружение, бронетанковая техник
  6. Технический облик комплекса боевых машин эшелона передней линии
  7. Возможная организационная структура
  8. Вместо заключения

4. Комплекс боевых машин мобильного эшелона

Наряду с комплексом боевых машин эшелона передней линии для успешного решения широкого круга задач на современном поле боя необходим комплекс боевых машин мобильного эшелона - легких (15-20 т), плавающих, авиатранспортабельных, обладающих повышенной подвижностью (легкие танк, БМП, БМА, БМ ПВО и др.).

Они должны иметь одинаковый уровень подвижности и защищенности и создаваться на единой базе. Тип вооружения для машин этого комплекса определяется необходимостью решать разнообразные огневые и боевые задачи. Очевидно, что подобные образцы могут иметь лишь легкую (противопульную, противоосколочную) защиту, определенные ограничения налагаются и на их огневую мощь.

Боевые машины данного эшелона предназначены для использования в составе сил быстрого развертывания (в том числе в воздушно-десантных войсках) и в мобильном компоненте сил общего назначения (разведывательные подразделения, оперативно-маневренные группы и т.п.), в морской пехоте, на особых ТВД (глубокий снег, рисовые поля и т.п.).

С учетом того, что машины мобильного эшелона несут в себе определенные ограничения по огневой мощи и весьма существенные по защищенности, силы быстрого развертывания и мобильные подразделения должны применяться, используя внезапность, на тех участках, где нет сплошного фронта, тем более насыщенной огневыми средствами обороны, проникая в глубину построения противника и обходя при этом его сильные группировки или узлы сопротивления. Задачами при этом являются разгром противника, не обладающего тяжелым вооружением, уничтожение командных пунктов, узлов связи, складов топлива и боеприпасов, захват жизненно важных центров. Все это связано с серьезными потерями. Возможно и выполнение оборонительных задач-удержания занятого плацдарма (района) для обеспечения развертывания сил общего назначения.

Если рассматривать два возможных значения массы для легких машин - 15 или 20 т, то предпочтение, на наш взгляд, следует отдать первому. Для плавающих машин увеличение массы в основном поглощается необходимостью обеспечить водоизмещение (это влечет за собой увеличение размеров). В результате защищенность машин с массами 13-15 т и 20-22 т получается практически одинаковой (лоб от калибра 14,5мм, борта от калибра 7,62мм). Защита от автоматических пушек калибра 30-35 мм, которые пробивают на дальности 1500 м стальную броню толщиной 70-80 мм, естественно, невозможна.

В то же время существенным фактором являются ограниченные (по числу самолетов) возможности военно-транспортной авиации. В массовом транспортном самолете грузоподъемностью 40-45 т (типа Ил-76) можно разместить либо три 13- 15-тонные машины, либо две 20-22 тонные машины. Следовательно, перебрасываемый по воздуху боевой потенциал сил быстрого развертывания в первом случае будет в 1,5 раза выше.

В комплексе боевых машин мобильного эшелона важное место должен занять легкий танк, хотя некоторые специалисты считают, что его функции могла бы взять на себя легкая БМП. Легкий танк обладает мощным и эффективным противотанковым средством - пушкой высокой баллистики (до 120-125 мм). Если исключить легкий танк и сделать ставку только на легкую БМП, в состав вооружения которой входят ПТУР, то это будет весьма рискованное решение. От кумулятивных средств существует достаточно много способов защиты. В результате мобильный эшелон может оказаться беспомощным при встрече с танками противника.

Появление легких БМП не исключает дальнейшего развития бронетранспортеров (БТР), которые можно рассматривать как упрощенную разновидность легкой БМП с ограниченными боевыми возможностями (преобладает транспортная функция). На наш взгляд, целесообразно развивать БТР в основном на колесной базе, опираясь на развитую автомобильную промышленность.

БТР могут использоваться в составе сил общего назначения для пехоты второй волны, предназначенной для выполнения завершающих функций. Танки и БМП эшелона передней линии, преодолев оборону противника, уходят вперед, и, видимо, нецелесообразно задерживать пехоту первой волны для выполнения завершающих функций. БТР найдут применение при формировании соединений второй очереди в условиях нехватки наиболее эффективных видов вооружения, в том числе и БМП. Кроме того, БТР могут эффективно использоваться в военно-полицейских силах.

До сих пор речь шла о БТР как о легких плавающих машинах. В связи с запаздыванием в развитии ТБМП на танковой базе - стрелковых танков, необходимых для эшелона передней линии, в некоторых странах появились "тяжелые" БТР, создаваемые на базе танков предшествующих поколений. Такие образцы можно рассматривать лишь как удешевленную разновидность полноценного стрелкового танка эшелона передней линии с ограниченными боевыми возможностями.


   
[ главная | назад | на верх ]
Дополнительные разделы можно найти на www.soldiering.ru
liveinternet.ru: показано число просмотров и посетителей за 24 часа Рейтинг@Mail.ru
2001-2006 © Военное дело/Voennoe delo
Открыт 18.03.01